Капоэйра обрела популярность в России благодаря голливудскому боевику. Что нужно знать для занятий этим видом боевых искусств — в материале «РБК Спорт» Читайте нас в Новости
- Что такое капоэйра?
- История возникновения капоэйры
- Техника: стили и направления
- Акробатика, музыка, танец капоэйры
- Инвентарь и оружие
В 1990-х мальчишки нашей страны, посмотрев фильм «Только сильные» (Only the Strong), заболели капоэйрой и ее развитие началось в России.
Сила, гибкость, музыка, изящество, борьба. Что может быть более несочетаемым?
Однако этот удивительный бразильский вид боевых искусств не только прижился и полюбился многим, но и на сегодняшний день является культовой системой единоборств с сотнями тысяч приверженцев во всем мире. Красота движений и владение телом в пространстве привлекают мужчин и по-настоящему восхищают женщин.
Что такое капоэйра?
Капоэйра (порт. Capoeira) — это бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики и реального боя. Поединки сопровождаются национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство — отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов. Два человека становятся в центр круга и под музыкальное сопровождение исполняют боевой танец, показывая ловкость в выполнении ударов, перемещений, акробатических трюков.
Этот вид танца и одновременно боевого искусства может быть как контактным, так и ограниченно контактным — с редкими ударами. Показательные выступления носят бесконтактный характер, но на состязаниях бойцы нередко наносят удары ногами. А профессионалы даже принимают участие в боях без правил.
Арена и происходящее на ней
Сам бой игроков происходит на арене, именуемой рода. Публика образует круг, в центр которого выходят участники поединка. Зрители не только наблюдают за схваткой, но и поют песни, громко аплодируют. В это время капоэйристы обмениваются ударами, делают перемещения и разнообразные акробатические элементы. Может показаться, что они специально ставят удары так, чтобы не попасть друг в друга, но бойцы высокого ранга не задевают соперника только в том случае, если тот успевает уклоняться.
Аккомпанемент
Пришедшие зрители играют аккомпанемент на особенном и интереснейшем музыкальном инструменте — беримбау. Он похож на лук с длинным резонатором. Как только инструмент начинает звучать, противники жмут друг другу руки и начинают сражаться.
Танец
Боевой танец носит название «джинга». Он представляет собой своеобразное перемещение ступней назад по наклонной траектории. В основе техники любого капоэйриста лежит владение элементами акробатики.
Бой
Его сами участники часто называют игрой, а цель каждого игрока — красиво, быстро и в то же время изящно уклониться от нападающего. Только в этом виде борьбы существует стойка на трех конечностях.
История возникновения капоэйры
Родиной единоборства считается Южная Америка XVII—XVIII веков. Рабы, привезенные в Бразилию с африканского континента, сбегали от своих угнетателей и присоединялись к индейским племенам или создавали собственные общины. Периодически им приходилось обороняться от агрессоров, используя технику рукопашного боя.
Этот боевой танец полюбился и быстро распространился в Бразилии, а его техника пополнилась приемами из других видов единоборств. Капоэйру неоднократно запрещали и практиковали подпольно. Однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
Возрождение знаменитого искусства связывают с именем Рейса Мачадо. Благодаря его стараниям в 1930 году запреты были сняты и боевой танец вернулся в массы. А спустя два года под его руководством открылась первая школа. В 1937 году капоэйру официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.
Техника: стили и направления
По мере развития искусства возникали различные стили и направления. Вот основные из них:
- Ангола
Бойцы похожи на играющих шахматную партию. У каждого своя стратегия и хитрости. Задача противника — создать такую ситуацию, чтобы другому было как можно сложнее выйти из нее. Это медленный боевой танец, но нанести друг другу удар нужно быстро и неожиданно. Более мягкий и спокойный стиль, для которого характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Его, как правило, выбирают единоборцы с опытом. Родоначальником направления стал местре Паштинья.
- Режионал
Техника этого направления характеризуется быстрыми и точными ударами, подсечками и бросками. Главные показатели — сила и скорость. Основоположник — местре Бимба, который в начале XX века ввел поясную систему, а также главные процедуры: батизаду и форматуру. Стиль, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе, — скоростной и силовой. Его чаще предпочитают молодые бойцы.
- Муджиньо
Особенность этого направления — небольшая дистанция между противниками и высокая динамичность. Удары не наносятся. Стиль создал местре Суассуна. Он основан на ловкости и взаимодействии участников поединка. Эта техника объединила в себе Анголу и Режионал.
- Контемпоранеа
Довольно молодое направление, в котором объединились традиционное боевое искусство и современная акробатика.
Деление на стили достаточно формальное, ведь в ходе поединка спортсмены могут их варьировать.
Акробатика, музыка, танец капоэйры
Боевой танец капоэйра — завораживающее зрелище. Посмотреть на сражение и поддержать бойцов приходят тысячи зрителей. Движения спортсменов ритмичны, слажены и будто вытекают друг из друга.
Игра на беримбау — неотъемлемая составляющая поединка. Музыка задает ритм и подбадривает участников. Она акцентирует напряженные или интересные периоды боя. Помимо беримбау могут также использоваться бубен (пандейру), барабан (атабаке), колокольчик (агого) и своеобразная трещотка (реку-реку). Боевое взаимодействие может быть легким и ненапряженным, а может — жестким и опасным: в соответствии с ритмом, который задают инструменты.
Инвентарь и оружие
Форма для боя — хлопчатобумажный костюм белого цвета, состоящий из майки и брюк. Обязательным атрибутом выступает пояс или платок.
Оружие — национальное мачете. Также обычно применяются ножи без рукоятки, с короткими изогнутыми лезвиями. Их зажимают между пальцами ног и наносят удары в грудь и спину. Травмы при этом могут быть весьма серьезными. Такие приемы пришли из древности, когда африканские рабы отстаивали свою свободу.
Капоэйра призывает побеждать любые трудности не силой, а уравновешенностью и выносливостью, несмотря на оружие в руках.